Наставничество. Часть 2. Отношения...

Расскажу небольшую историю...
В свое время я был, сначала помощником инструктора по туризму, а потом, когда прошел маршрут второй группы сложности и сам стал инструктором (свыше 180 км по горам и как мин. две переправы... на что ушло у нас 2 недели пути)...

Да... так вот мы шли по хребту предгорья Кавказа (обычно, идя по хребту путь получается длиннее в 2-а раза, чем опуститься вниз и пройти напрямую)...
Я говорю, - а давайте пройдем на прямую, через низ... на что мне инструктор ответил, что это рискованно и можно попасть в бурелом...
Он сказал, что был случай, когда часть группы его НЕ послушала  и пошла вроде путем, который ближе... (он дал им свободу в выборе, предупредив, что это более сложно)...
В результате, группа, которая пошла вниз не пришла вовремя на стоянку и пришлось ждать их сутки, т.к. они встретив бурелом, во-первых, не смогли его пройти до темноты... во-вторых, получили травмы... в результате пришли без сил и с травмами только через сутки...

Для меня это был хороший пример того, что нужно подчиняться людям у которых есть опыт, а не следовать своим идеям, даже если они кажутся лучшими...

Третье значение слова наставник

Это слово как раз применено в так хорошо известной фразе Христа...

Мат 23:8,10:
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; …
10 И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

Итак... разберемся, что за слово... звучит оно, как - кафийитыс и означает руководитель, наставник, учитель...

Применено, как в 8 стихе, так и 10 (в 8 переведено, как учитель во втором разе, в первом там другое слово Равви, что тоже значит учитель, но применялось, в смысле Уважаемый Учитель)...

Слово кафийитыс состоит из двух слов - ката, что значит сверху вниз и  - иеомэ, что значит идущий впереди, ведущий, показывающий дорогу, лидер и т.д.

И смысл этого составного слова не просто наставник, а как бы верховный наставник или учитель...

Больше это слово не применяется в Новом Завете, кроме этих двух стихов...

Тогда смысл этих фраз Христа становиться более понятным...
Речь НЕ идет о том, что учителей и наставников НЕ должно быть...

А речь идет о том, что люди не должны возвышать себя или стремиться к тому, чтобы их возвышали другие люди делая их Верховным Учителем или Наставником, потому, что это место занимает Христос...

Тут должна оставаться определенная скромность в отношении себя, своих знаний, даров и служения... понимание, что всё же есть Тот, кто знает ВСЁ и это не я...

Мат 23:12:
Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Что значит наставление...

Приступим к поиску понимания, что же писание понимает под наставлением, кто может наставлять, когда и кого можно наставлять... и т.д...

Евр 3:13:
Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

Слово, которое переведено тут, как - наставлять, звучит, как - паракалео и означает:

  1. призывать, убеждать, увещевать, уговаривать, звать;
  2. настойчиво просить, умолять, упрашивать;
  3. утешать, ободрять, давать надежду или моральную поддержку в час печали или скорби;

Это слово более сотни раз встречается в НЗ...

Интересно, что когда я слышу о наставлении, в моей голове возникает образ человека, который меня - строит, ну, т.е. говорит мне, что мне нужно делать в приказном порядке (это моя психологическая установка и мой опыт, который пришел от родителей и общества)...
Такое наставление я переживал больше всего и сам часто использовал именно такой подход и давление...

Однако... как говорит известное вырожение, - Шурик, это не наш метод...)))

Да... то, что заложено в этом слове, в основном, прямо противоположно психологическому давлению...

Уговаривать, упрашивать и что совсем не в моем менталитете (привычках мышления) - умолять...
Честно говоря для того, чтобы применить такой подход, который мне предлагает Бог, мне нужно преобразовать себя, настроиться на другое отношение, чем то, которое во мне появляется автоматически из-за моих схем поведения...

Очень не привычно для меня, даже по моим ожиданиям плодов от моего наставления... дело в том, что мне обычно хочется так, - я сказал и ситуация - изменилась... ну, т.е. мои убеждения будут поставлены на первое место и приняты к исполнению другим человеком...

А тут... просить, умолять... Бог - ты серьезно???
Такой подход ставит меня на второе место перед человеком, которого я наставляю, что очень необычно для меня (нарушает то, чему я научен в этом мире)... и дает большую свободу для действий другому (когда я хочу, чтобы он исполнил то, что я ему говорю)...
Такое отношение, не только оставляет человека в большей свободе действий, но и больше основано на отношениях дружбы и любви, чем на подчиненности (что тоже необычно для меня)...

1Кор 4:16:
Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Да... тут слово - умоляю именно - паракалео...
Интересно, что у нас в фразах речи даже есть такое, - Ой, я тебя умоляю... что означает, как раз противоположное... настолько люди изменились с того времени...

Для Павла это НЕ было просто фигурой речи...

Еще важно заметить, что, - наставляйте ДРУГ ДРУГА...
Ответ на мой вопрос, КТО же может наставлять... ВСЕ те, кто последовал а Христом...

Такие отношения нам становяться более понятными, если в голове у нас будет атмосфера дружбы и любви в семье, а не атмосфера диктатуры в армии...

Тут нужно снова напомнить себе, что означает слово наставлять (паракалео), а то у меня, например, сразу возникает протест внутри...

  • призывать, убеждать, увещевать, уговаривать, звать;
  • настойчиво просить, умолять, упрашивать;
  • утешать, ободрять, давать надежду или моральную поддержку в час печали или скорби;

Это успокаивает... такое здорово практиковать друг с другом...)))

По поводу семьи, небольшое отступление... именно в здоровой семье все члены семьи имеют возможности влиять на правила в семье и правила, поэтому могут изменяться... и наоборот в нездоровых семьях правила либо жесткие (т.е. влияние на них сведено к минимуму), либо вообще правил нет (неопределены)...

Теперь можно ответить на вопрос, - КОГДА можно наставлять... КАЖДЫЙ ДЕНЬ...

Это по поводу удобного времени...

Почему, вообще такой подход?..

Евр 3:12-14: 
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,

Потому, что к сожалению, идет духовная война и если я хочу победить, нам нужны более близкие отношения друг с другом, чем те, что есть у большинства людей в обществе...

Наставничество. Часть 1. Атмосфера вокруг нас...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ян Гус (история реформации)...